Вопрос профессора на экзамене:
«Как в три приема посадить жирафа в холодильник?»
Ответ: «Открыть холодильник. Посадить в холодильник жирафа. Закрыть холодильник.»
Вопрос: «Как в четыре приема посадить в холодильник слона?»
Рассмотрим второй элемент контура управления Рис.2: «Составление планов». Некоторые организации считают, что цифровые показатели будущей деятельности – это и есть планы. Убедить заинтересованные стороны в важности, реалистичности и возможности за определенное время достичь тех или иных показателей можно. Тем более, как отмечалось ранее, «нас нанимают выполнять работу в условиях определенных ограничений». А вот как достигать поставленных целей? Какие действия конкретно совершать? В моей практике были ситуации, когда руководители и рядовые сотрудники сталкивались с затруднениями при составлении планов. Данная публикация рассказывает о некоторых методиках составления планов.
Можно проследить удивительную статистику: если исполнитель считает, что установленные показатели достижимы, то основные действия ему понятны. Он считает, что риска нет в принятии ответственности за свои действия и их последствия. В данной ситуации у руководителя три задачи:
- Проверка цели на реалистичность.
Самый простой способ проверить реалистичность поставленной цели – обратиться к рынку (рынку потребителей и рынку конкурентов). Таким способом будет оценка цели с различных «точек зрения».
Пример:
Цель: продать за месяц 1000 кг краски.
- Рассмотреть, какие клиенты готовы приобрести 1000 кг краски.
- Рассмотреть, сколько и какого цвета краски будет продано в этом месяце.
- Если задача продажи 1000 кг поставлена перед группой сотрудников, то полезно представить план с разбивкой по менеджерам.
Считается, что если цифры при всех трех способах подсчета совпали, то цель реалистична.
- Оптимизация.
Продолжаем продавать краску. Будем считать, что в данной таблице одно действие – только отгрузка:
1 декада | 2 декада | 3 декада | 4 декада | |
Цвет | кг | кг | кг | кг |
Синий | 25 | 50 | 40 | 25 |
Красный | 20 | 40 | 60 | 40 |
Зеленый | 100 | 200 | 50 | 50 |
Желтый | 10 | 50 | 70 | 120 |
Белый | 10 | 20 | 10 | 10 |
Табл.1
Пусть мы первоначально согласовали план продаж согласно табл.1. Здесь под оптимизацией понимается рассмотрение возможности переноса сроков на более ранние периоды.
- Рассмотрение альтернативных вариантов.
Что будем делать, если что-то пойдет не по плану? Существует методика «Адвокат Дьявола». Своими корнями данное выражение уходит в XVI век. Когда собирались канонизировать какого-либо праведника, в Ватикане выбирали одного кардинала, который выдвигал аргументы против причисления к лику святых рассматриваемого претендента. Примеры вопросов для обсуждения:
- А что, если…?
- Что может пойти не так?
- Насколько вероятно то, что это произойдет?
- Если это произойдет, то насколько все будет серьезно? Почему?
- Какие риски вы еще видите?
- О чем важно договориться, чтобы нивелировать риски?
- Что будет, если договоренность не будет достигнута?
- Что будет при нарушении договоренностей?
- Насколько велика вероятность срыва сроков?
- С чем нужно просто смириться?
- На каком этапе Бизнес-процесса скорее всего произойдет срыв?
- На что мы готовы при неблагоприятном стечении обстоятельств?
Менеджеры-практики дают следующие советы о том, как справляться с непредвиденными обстоятельствами:
- Разбейте и еще больше детализируйте деятельность.
- Будьте готовы к тому, что фазы плана будут перекрывать друг друга по времени, чтобы уложиться в намеченные сроки.
- Если возможно, выполняйте задачи раньше намеченного срока.
- Подумайте, где могут быть получены дополнительные ресурсы и поддержка.
- Определите ключевые точки и слабые места плана.
Завершая данную публикацию, отмечу, что предложенные модели планирования могут быть применены и в нашей повседневной жизни, и при планировании развития собственной карьеры.
Как это работает? Задайте себе вопросы: «Кем я хочу быть через 3-5-7 лет? Кто еще заинтересован в моем благополучии и окажет мне поддержку? Где найти союзников? Насколько реальна данная цель? Какие шаги для достижения поставленной цели я должен совершить и когда? Какой будет мой первый шаг к намеченной цели?».
Может быть вы столкнетесь со сложностью при формализации цели и сделаете вывод: «Ваша личная цель не интересна окружающим. Вы один против всего мира». Насколько легко достигать такие цели? Или вообще цели не ставить?
В начале статьи мы говорили о ситуации, когда сотрудник разделяет с организацией ответственность за достижение поставленной цели. Следующая публикация будет о том, как поступать, если сотрудник не готов брать на себя ответственность.
Ключевые моменты:
- Если сотрудники разделяют цели, то у них есть примерный план действий.
- Проверка на реалистичность.
- Развитие карьеры.
Орехов Константин Олегович
Директор по продажам ООО «Аддинол»
Для обратной связи: orehov@addinol.ru