Третий этап контура управления – мониторинг. Однако большинство менеджеров считают оценку также ключевым элементом управленческой работы. Давайте рассмотрим разницу между этими двумя видами деятельности.
Мониторинг включает в себя 3 этапа:
- Установление стандартов;
- Разработку инструментов измерения;
- Сравнение текущих показателей с установленными стандартами.
Оценка подразумевает определение ценности совершенных действий.
Мониторинг могут путать с оценкой. Когда Вам предоставляется информация по результатам мониторинга, естественной реакцией будет найти некоторое объяснение ситуации. Например, если по итогам года рост продаж составил 20%, и вы внедрили в этот период новую CRM систему, то естественным желанием будет связать это результат с внедрением СRM. Однако изучив данные по отрасли, Вы можете выяснить, что отрасль выросла на 35%. Здесь легко «соскользнуть» с осознания, ЧТО представляет ситуация, к допущению, что Вы знаете, ПОЧЕМУ она такая.
Получить информацию – это одно, а интерпретировать – другое. Факты редко говорят сами за себя. Информация приобретает смысл, во-первых, при сравнении ее с определенным критерием и, во-вторых, при понимании того, почему дела пошли именно так как пошли. Даже используя ясные критерии, часто бывает трудно решить – значительное расхождение к цели или несущественное. Часто проблема состоит в том, что степень расхождения в данный момент не имеет существенной ценности для заинтересованных сторон. Важно понять, будут ли эти расхождения увеличиваться в будущем.
Мониторинг и оценка – очень деликатные аспекты управления. Слово «контроль» может вызывать у нас не совсем приятные ассоциации. Поэтому важно помнить, что контроль сосредоточен на ЗАДАЧЕ, а не на людях.
Пример:
Допустим, что при осуществлении проекта запланированные действия происходят с опозданием, и кто-то выполняет не то, что должен выполнять. Процессы контура управления покажут отклонения и, может быть, укажут варианты возможных действий. В этом смысле процессы нейтральны. Только действия менеджера дают эмоциональную окраску.
Ранее мы обсудили важность таких элементов конура управления как постановка целей и составление планов. Если это не сделано и цели противоречат друг другу, то трудности перейдут и в процесс оценки и будут носить во многом политический характер. Например может возникнуть политический конфликт между затратами и представлением услуг. Это не просто вопрос о разных целях, он касается ценностей и приоритетов организации. При этом вполне естественным является трансформация приоритетов и ценностей на разных этапах жизненного цикла компании. Оценка выявляет глубинные ценности Заинтересованных Сторон (ЗС), а также даст повод подумать о различиях в целях и задачах.
Эти различия в акцентах отразятся на том, что предстоит оценивать. Эксперты выделяют четыре основные области оценки:
- Входы: все ресурсы, требуемые для выполнения задачи. Время для выполнения задачи.
- Деятельность (Операции): как выполняется задача. Время.
- Выходы: продукт или уровень услуги. Было ли произведено нужное кол-во продукции? Насколько продукция соответствует стандартам?
- Результаты: был ли получен планируемый результат? Насколько удовлетворены потребители? Это то, что им надо?
Оценку иногда оспаривают. Если по итогам оценки рекомендуется производить изменения в операциях, структурах, системах и процедурах заинтересованные стороны могут сопротивляться предлагаемым изменениям. Однако если процесс оценки организован таким образом, что все ЗС чувствуют причастность к происходящему, то сюрпризов будет существенно меньше.
Большинство организаций служат различным группам или ЗС. Это могут быть работники, менеджеры и владельцы внутри организации, а также клиенты, потребители услуг и поставщики вне ее. В ходе мероприятий, проводимых в связи с оценкой, может выясниться разница в ожиданиях этих групп. Это может вызвать конфликт. Участие в процессе оценки по возможности большего числа ЗС повышает вовлеченность, при этом может существенно затруднить процесс оценки. Это означает, что руководителю необходимо проявлять избирательность в разработке методов вовлечения людей. Однако вовлечение исполнителей в процесс оценки является принципиально важным.
Ключевые моменты:
- Мониторинг включает в себя 3 этапа.
- Контроль сосредоточен на Задаче, а не на людях.
- Вовлечение ЗС в процесс оценки.
Орехов Константин Олегович
Директор по продажам ООО «Аддинол»
Для обратной связи: orehov@addinol.ru