Современные гидравлические системы становятся все мощнее и компактнее. При этом они способны работать при гораздо больших нагрузках, чем раньше. Поэтому они должны быть надежными, чтобы не было простоев в работе, и, конечно же, энергоэффективными. Задача гидравлических систем выполнять точные операции с максимальной эффективностью и скоростью. К тому же в их работе не должно быть сбоев в сложных и экстремальных погодных условиях: как зимой в морозы, так и летом в жару.

Соответствовать этим требованиям помогают высокоэффективные гидравлические масла, которые являются важнейшим компонентом всей гидравлической системы. 

При выборе гидравлического масла необходимо обратить внимание на его важные характеристики как, например, индекс вязкости, деаэрирующие и деэмульгирующие свойства, пенообразование и фильтруемость. Особое значение имеет индекс вязкости (VI). Что актуально именно сейчас, накануне зимы, когда гидросистема должна бесперебойно работать при жестких морозах вплоть до -30 °C. Поэтому важно, не откладывая на потом, внимательно сравнить качество гидравлических масел, представленных на рынке, и выбрать продукт с наилучшим соотношением цены и качества.

Высокий индекс вязкости уменьшает расход энергии и топлива
Индекс вязкости показывает зависимость текучести гидравлического масла от температуры. Индекс вязкости гидравлического масла класса HVLP должно быть не менее 140. У большинства марок масел VI = 140-150. Например, индекс вязкости гидравлических масел ADDINOL класса HVLP – 170-175, что является значимым преимуществом в нашем климате.Высокий индекс вязкости обеспечивает легкий запуск механизмов при низких температурах, таким образом уменьшая расход энергии и топлива.

Общеизвестно, что в процессе работы масло стареет, и индекс вязкости ухудшается. У некоторых марок изменения меньше, у других больше. Если выбрано гидравлическое масло класса HVLP, индекс вязкости которого уже изначально находится близко к нижнему уровню, можете быть уверены, что очень скоро индекс вязкости упадет ниже норматива и ваш агрегат будет работать на масле, которое не соответствует требуемому качеству. Вязкость масла будет еще более увеличиваться при низких температурах, в результате чего затруднится прокачиваемость масла и ухудшается стабильность к сдвигу.  Из-за падения качества масла агрегату придется работать с перегрузкой. Вместе с этим повышаются рабочие температуры внутри системы, что влечет за собой еще большее ускорение процесса старения и окисления масла. В результате окисления растет концентрация твердых частиц, масло становится черным и масляный фильтр теряет свою производительность. Это свою очередь еще добавляет нагрузку на насос и порочный круг усугубляется.

Использование зимой гидравлических масел класса HVLP с низкими качественными характеристиками серьёзно увеличивает риск поломки гидросистемы по той простой причине, что в холодную погоду вязкость плохого масла становится настолько большой, что пропускная способность фильтров падает до нулевого уровня. В результате срабатывается байпасный клапан или, того хуже, разрушается фильтр, и вся собравшаяся в нем грязь вновь попадает в систему нанося повреждение рабочим поверхностям, уплотнителям, что может привести всю гидросистему в негодность. При этом ущерб агрегату, нанесенный в зимних условиях, может и не вскрыться до летней жаркой погоды, когда масло станет жиже и начнет протекать через поврежденные уплотнители в гидроцилиндрах. В наихудшем случае насос изнашивается до такого состояния, что уже не способен обеспечить производительность с таким жидким маслом, система затормаживается и перегревается. В результате появляются сбои в работе гидравлической системы.

Индекс вязкости качественного гидравлического масла класса HVLP со временем изменяется мало, что подтверждает его высокий запас мощности. Высокий запас мощности масел класса HVLP обеспечивается высоким индексом вязкости его базовых масел и высоким качеством специальных присадок. Высокий индекс вязкости обеспечивает маслу необходимую вязкость, как при высоких, так и при низких температурах в течение всего срока между заменами масла. Если присадка не качественная, индекс вязкости начнет падать и молекулы линеарной структуры присадки в ходе работы начнут разрушаться на простые элементы, что приведет к засорению фильтра.

Таким образом, можно сказать, что в гидравлике, работающей в условиях больших перепадов температуры, должны быть использованы качественные масла класса HVLP или HVLPD. Эти масла обеспечивают оптимальные рабочие условия, более долгий срок службы масла, меньший износ, экономию в потреблении энергии и топлива, более долгий срок службы гидросистемы. В дополнение можно отметить, что использование всесезонных масел дает возможность уменьшить ассортимент и объем закупаемых смазочных материалов, так как пропадает необходимость отдельно закупать летние и зимние масла. Благодаря этому на складе не скапливаются полупустые бочки разных сортов масел, схема обслуживания гидравлических систем становится проще, уменьшаются трудозатраты, связанные с обслуживанием.