Роторные экскаваторы относятся к крупнейшим передвижным машинам и являются одним из самых сенсационных изобретений в области машиностроения. Они выпускаются с 30-х годов прошлого века. Роторный экскаватор «288», построенный фирмой Krupp Industrietechnik в 1978 году, работает в карьере «Garzweiler» акционерного общества RWE Power AG. С момента сдачи в эксплуатацию он, наряду с семью своими собратьями, является крупнейшим экскаватором в мире. Его гигантские размеры во многом предопределили габариты редуктора роторного колеса, в который осенью 2006 года было залито высокомощное трансмиссионное масло фирмы ADDINOL Lube Oil GmbH. Масло до сих пор находится в исключительном состоянии.

Ежедневно роторный экскаватор добывает до 240.000 тонн бурого угля или производит вскрышные работы в объеме 240.000 м3. Его вес свыше 13.000 тонн сопоставим с весом 13.000 автомобилей VW Golf. Это настоящий гигант! Длина машины – 240 м, что соответствует длине двух с поло¬виной футбольных полей, а высота – 96 м. Диаметр роторного колеса составляет 21,6 м, что примерно равно высоте восьми¬этажного дома. Каждый из восемнадцати ковшей (черпаков) экскаватора захватывает более 5 м3 породы. Для смазки главного редуктора роторного колеса требуется 2.800 л масла. Венец зубчатого колеса имеет более 532 зубов.

Редуктор работает при колоссальных нагрузках. Он должен противостоять не только ударам и вибрациям, но и грязи, угольной пыли, колебаниям температуры и высокой влажности. В сентябре 2006 года во время детальной проверки редуктора были обнаружены существенные повреждения зубчатой передачи. И это неудивительно при таких нагрузках. Однако масштаб повреждений вызывал определенные опасения. По всей видимости, качество используемого на тот момент трансмиссионного масла не отвечало специфичными нагрузками экскаватора. По этой причине было принято решение перейти на новый смазочный материал.

После многочисленных консультаций специалистов RWE Power AG с инженерами Addinol Lube Oil GmbH редуктор был переведен на масло ADDINOL Eco Gear 460 M.

Это трансмиссионное масло немецкого производителя высокомощных смазочных материалов содержит эксклюзивный пакет активных веществ Surftec®, благодаря которому оно выдерживает переменные нагрузки в зубчатой передаче и предотвращает образование питтинга и коррозионных язв. Образовавшиеся ранее острые зазубренные края выемок скругляются, что обеспечивает возможность дальнейшей эксплуатации почти без трения и износа. Прогрессирующие повреждения сменяются регрессивным «излечением».

Смог ли новый смазочный материал показать приписываемые ему свойства пластического выравнивания поверхности в редукторе роторного экскаватора «288», было установлено весной 2007 г. во время очередной проверки. При этом было сразу отмечено, что состояние боковой поверхности зубьев не ухудшилось. Высокомощное трансмиссионное масло успешно прошло свое первое испытание. Острые края старых повреждений скруглились. Началось выравнивание повреждений.

Редуктор по-прежнему работает стабильно и безотказно. Но в целях безопасности еще регулярно проводятся анализы масла, и до сегодняшнего дня они показывают положительные результаты.